Аутсорсинг транспортной логистики

Теги: аутсорсингинтеграциялогистикаоптимизацияответственность
аутсорсинг транспортной логистики

Экономика развивается все быстрее. В новых условиях непросто уследить за всеми логистическими процессами: управлять складами, отслеживать перевозки и заниматься административными задачами. Все чаще компании, работающие с перевозками на большие расстояния, прибегают к аутсорсингу транспортной логистики.

В России тема 3PL (third-party logistics) набирает обороты уже сравнительно давно. Однако наша страна, к сожалению, сильно отстает от Запада в этом вопросе. В частности, в 2017 году с 3PL-операторами сотрудничали 90% крупнейших американских компаний, состоящих в списке Fortune 500, (согласно отчету консалтинговой фирмы Armstrong & Associates).

Темы аутсорсинга транспортной логистики мы уже вкратце касались в статье о логистической структуре control tower. А в этой расскажем, зачем он нужен и по каким критериям стоит выбирать компанию-подрядчика.

Зачем нужен аутсорсинг транспортной логистики?

Основная ошибка компаний, которые собирают доверить логистические операции третьим лицам, заключается в мотивации. Некоторые прибегают к аутсорсингу транспортной логистики от недостатка опыта. Например:

  • не до конца разобрались, как работает цепь поставок;
  • сложно самостоятельно оценить расходы на логистику;
  • нужно решить проблемы с грузоперевозками – иными словами, перенести ответственность за них с себя на третьих лиц.

Любой компании нужно глубже изучить собственный бизнес, прежде чем доверить его третьим лицам. С другой стороны, компаниям с достаточным пониманием цепи поставок разумно прибегнуть к помощи аутсорсеров, чтобы получить доступ к продвинутым технологиям и увеличить эффективность.

Практика показывает, что лучшего всего аутсорсинг транспортной логистики помогает тем, кто ставит перед собой цель одну из трех целей: нарастить прибыль, улучшить возможности компании и сократить затраты. В частности, аутсорсинг может помочь:

  • увеличить гибкость, оперативность и качество клиентского сервиса, получить доступ к новым рынкам, предложить клиентам новые услуги;
  • сосредоточиться на основной части бизнеса, получить доступ к новым технологиям и специалистам с продвинутыми навыками;
  • сократить капиталовложения, операционные затраты, расходы на больничные и разработку, сделать постоянные расходы переменными.

На что обратить внимание?

Прежде, чем отправляться на поиски 3PL-оператора, следует обратить внимание на несколько нюансов. Например:

Определитесь с процессами

В первую очередь выберите логистические процессы, которыми будут заниматься подрядчики. Операторы, работающие с аутсорсингом транспортной логистики, часто предлагают клиентам взять на себя:

  • обработку и перевозку небольших грузов;
  • управление запасами;
  • аудит;
  • маркировку;
  • отслеживание грузов;
  • обработку заказов и платежей;
  • профилактические осмотры;
  • работу с системой управления перевозкой (TMS) и так далее.

Составьте список процессов, которые необходимо улучшить (или запустить), чтобы достичь конечных целей.

Аутсорс транспортной логистики – это надолго

Планируя аутсорсинг транспортной логистики, не стоит рассчитывать на эффект в первые недели сотрудничества. Опыт показывает, что если вы и сможете «отбить» затраты на подрядчика за счет снижения расходов на логистику, то только через несколько месяцев после заключения договора.

Более того, сами 3PL-операторы зачастую рассчитывают на долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество. Поэтому ваш идеальный партнер – компания, чьи бизнес-стратегия и система ценностей схожи с вашими.

В то же время не стоит считать аутсорсинг транспортной логистики бизнес-стратегией. Да, это важное и непростое решение, особенно для крупной компании, которая уже долгое время работает с собственными ресурсами. Но работу с 3PL-оператором следует рассматривать как часть более масштабной стратегии, а не рассчитывать лишь на аутсорс.

3PL-оператор – скорее сотрудник, чем подрядчик

Существует ошибочное мнение, что аутсорсинг транспортной логистики переводит все процессы «под ключ», и заказчику не о чем беспокоиться. Многие моменты все равно потребуют вашего участия. В каком-то смысле 3PL-оператора следует рассматривать как нового сотрудника, а не подрядчика.

К примеру, оператор указывает, что для увеличения своевременности поставок (on-time delivery) нужно перейти с попалетной загрузки транспорта на покоробочную. Но сотрудников такое решение не устраивает. В этом случае вы привести обе стороны к компромиссу.

Руководитель отдела логистики выступает связующим звеном между 3PL-оператором и сотрудниками. Важно поддерживать коммуникацию между ними, чтобы обе стороны получали максимальную пользу от приложенных усилий.

Как выбрать 3PL-оператора?

3PL-операторов на российском рынке великое множество. Остановиться на подходящем подрядчике бывает сложнее, чем выбрать транспортную компанию.

Идеальный вариант – доверить все желаемые процессы одной компании. Чем больше звеньев будет в вашей цепи поставок, тем сложнее будет удержать контроль над процессами.

Несколько полезных советов:

  • оператор должен удовлетворять потребности ваших клиентов и без проблем взять на себя функции, необходимые для работы клиентского сервиса;
  • отдавайте предпочтение операторам, которые предлагают более широкий набор услуг, чем вам требуется;
  • обязательно найдите время, чтобы лично встретиться с представителями 3PL-оператора и познакомиться с его историей, опытом, корпоративной культурой, сильными и слабыми сторонами;
  • ищите операторов с собственными ресурсами, особенно в таких сферах, как IT, и электронный документооборот, чтобы в будущем избежать фраз вроде «мы поставили ваш запрос в очередь» или «мы посоветуемся с нашим IT-шником и ответим».
  • при выборе оператора ориентируйтесь на качество, а не стоимость. Да, бывают случаи, когда подрядчики предлагают высококачественные услуги по низким ценам – в этом случае он должен убедительно объяснить, как такие тарифы укладываются в стратегию;

Если вам кажется, что вы нашли нужного подрядчика:

  • убедитесь, что оператор понимает все вводные – так вы избежите конфликтов, которые начинаются с «мы не знали, что…» и неизменно ведут к «тогда нам нужно больше денег»;
  • донесите причины своего решения и до него, и до остальных кандидатов. Так «победитель» сможет лучше понять ваши приоритеты и правильно выстроить работу, а «проигравшие» – что им следует улучшить. В конце концов, конкуренция на рынке 3PL крайне высока, и операторы будут благодарны вам за помощь.

Сложность аутсорсинга транспортной логистики в том, что участников цепи поставок становится больше, и управлять ею становится тяжелее. В этом случае компании необходимо решение, дающее всем оперативный доступ к логистическим операциям – например, облачная TMS Artlogic.

Какие логистические процессы работают на аутсорсе в вашей компании? Поделитесь опытом в комментариях и подпишитесь на нашу еженедельную рассылку, чтобы не пропустить новые полезные статьи о транспортной логистике.

Контакты

119331, Российская Федерация,
г. Москва, пр-т Вернадского, д.6

+7 (499) 647 42 13 info@artlogics.ru