Как застраховать груз при перевозке?

Теги: законодательствологистикаответственностьстрахование
как застраховать груз

Автомобильные перевозки – самый опасный способ транспортировки грузов. За 2017 год ГИБДД зарегистрировала около 11 тысяч ДТП с участием грузового транспорта – это 30 происшествий каждый день.

Дело не всегда в профессионализме водителей: нередко причиной становится, к примеру, плачевное состояние дорог. Да и грузы, которые перевозят по воздуху, воде или железной дороге, также подвергаются опасности, хотя и реже.

В этой статье мы рассмотрим, как застраховать груз при перевозке.

Зачем страховать груз при перевозке?

В некоторых странах страховка груза – обязательное условие транспортировки. Россия в число этих стран не входит. Так насколько же необходимо застраховать груз при перевозке?

В наши дни некоторые транспортные компании отказываются работать с поставщиками, которые не страхуют грузы. Их позицию можно понять: ни к чему брать на себя ответственность за сохранность груза.

Не стоит также забывать и о том, что в российском законодательстве предусмотрены ситуации, в которых перевозчик не отвечает за порчу или пропажу груза. Подробнее об этом мы рассказывали в статье об ответственности транспортной компании за груз.

По сути есть две причины не застраховать груз при перевозке. Первая – желание сэкономить время и деньги в надежде, что «все обойдется». Вторая (и, пожалуй, единственная «позволительная») причина не страховать груз при перевозке – тип самого груза. К примеру, щебень – одновременно надежный и не слишком ценный материал, и испортить его при перевозке сложно.

Как выбрать страховую компанию и заключить договор?

Если вы уже выбрали транспортную компанию, иногда на этом поиски могут закончиться. Крупные перевозчики нередко сотрудничают со страховщиками, с которыми им комфортно работать.

Выбирая страховую компанию самостоятельно, обратите внимание на следующие критерии:

  • финансовая стабильность;
  • длительный стаж работы;
  • обширная география;
  • высокие позиции в независимых рейтингах;
  • большое количество постоянных клиентов;
  • информационная открытость;
  • положительные отзывы.

Что касается договора страхования, в первую очередь следует выбрать один из трех видов. Они различаются рисками, которые покрывает страховка.

  • «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» – в этом случае страховая компания отвечает за груз, уничтоженный из-за стихийного бедствия или пропавший без вести вместе с транспортом. Повреждения страховка не покрывает;
  • «с ответственностью за частную аварию» – в этом случае страховщик возместит убытки от уничтожения или пропажи груза, а также повреждений – как в результате аварии, так и после пропажи транспорта без вести. Некоторые компании также предлагают компенсировать ущерб от кражи груза целиком или его части;
  • «с ответственностью за все риски» – этот тип страховки покрывает любые риски, за исключением тех, которые компания может указать в договоре, ссылаясь на правила работы.

Иногда страховщики предлагают дополнительные контракты, предусматривающие сопутствующие риски. Например, случай, когда во время перевозки стоимость груза изменилась. Стоит отметить, что зачастую подобные договоры подразумевают высокую страховую премию.

Кроме того, в договоре обычно указываются экстренные ситуации, в которых страховая компания снимает с себя ответственность. В частности, это могут быть военные действия, природные катаклизмы или умышленные нарушения со стороны страхователя.

Денежные вопросы

В денежных вопросах, связанных со страхованием грузов, важно разграничивать четыре понятия: страховая сумма, страховая премия, страховой тариф, и франшиза.

Страховая сумма – это деньги, которые компания получит, если наступит страховой случай – то есть если с грузом что-то случится. В договоре страховую сумму можно указать в денежном выражении или в процентах от стоимости груза.

Страховая премия – деньги, которые страхователь должен выплатить страховой компании. Обычно она составляет определенный процент от страховой суммы – этот процент и называется страховым тарифом. Он зависит от степени риска, которую страховщики рассчитывают с учетом целого ряда факторов. Чаще всего это:

  • тип и стоимость груза, качество упаковки: чем дороже груз, тем выше тариф;
  • способ перевозки и состояние транспорта: дороже всего обходится страхование автомобильных перевозок (из-за ненадежности) и смешанных перевозок (из-за опасности хищения в перевалочных пунктах);
  • сроки договора: генеральные полисы обычно дешевле, чем разовое страхование;
  • маршрут перевозки и дальность следования;
  • наличие охраны или сопровождения, присутствие сюрвейера на погрузке и выгрузке;
  • статистика убытков страхователя;
  • опыт транспортной компании, наличие страхования ответственности (об этом чуть ниже), страховые лимиты и т.д.

Наконец, франшиза – это минимальный объем ущерба, после наступления которого котором страховая компания выплатит компенсацию. В страховом договоре она указывается либо в денежном выражении, либо в процентах по отношению к страховой сумме.

Франшиза бывает условной и безусловной. В первом случае страховщик обязуется выплатить компенсацию полностью (если ущерб превысил размер франшизы), во втором – разницу между компенсацией и размером франшизы. Например, если ущерб составил 50 тысяч рублей, а в договоре указана безусловная франшиза в размере 10 тысяч рублей, страхователь получит компенсацию в 40 тысяч рублей.

Чем отличается страхование груза от страхования ответственности перевозчика?

Даже опытный логист может спутать два похожих понятия: страхование груза и страхование ответственности перевозчика. Непонимание может возникнуть из-за того, что некоторые транспортные компании сами страхуют ответственность перед клиентами. В чем же различие?

При страховании ответственности перевозчика (или экспедитора) поставщик может получить компенсацию только в том случае, если инцидент при перевозке произошел именно по вине транспортной компании. Например, если водитель сделал незапланированную остановку в пути, и на этой остановке его ограбили.

Однако страхование ответственности не поможет, если в дороге груз испортился или пострадал из-за того, что его перевозили в неподходящем транспорте. В этом случае вина за произошедшее лежит на грузополучателе, который не учел особенностей груза, выбирая транспортную компанию.

Поэтому застраховать груз при перевозке выгоднее и для грузоотправителя, и для перевозчика или экспедитора, так как в этом случае, если произойдет непредвиденное, не придется выяснять, кто прав и кто виноват.


Итак, чтобы застраховать груз при перевозке, нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • определиться, нужно ли грузу страхование;
  • выбрать подходящую страховую компанию с выгодным тарифом;
  • обратить внимание на вид страхования.

Возникали ли у вас спорные ситуации со страховыми компаниями? Поделитесь опытом в комментариях и подпишитесь на обновления нашего блога, чтобы не пропустить новые полезные материалы о логистике и грузоперевозках.

Контакты

119331, Российская Федерация,
г. Москва, пр-т Вернадского, д.6

+7 (499) 647 42 13 info@artlogics.ru