On-time delivery: как отследить и улучшить своевременность доставки?

Теги: dotifKPIOTDлогистикаоптимизациясоветыэффективность
on-time delivery

Своевременность доставки (или on-time delivery) – один из самых важных KPI транспортной логистики, о котором мы уже кратко рассказывали в одноименной статье. Этот показатель напрямую влияет на качество сервиса.

В этой статье мы расскажем, как проанализировать on-time delivery, отследить ошибки и улучшить показатель.

Как анализировать on-time delivery?

Ключевой момент в отслеживании on-time delivery – статистика. Логист отталкивается от определенных вводных и ищет закономерности. Это помогает выявить и устранить недочеты в грузоперевозках.

Базовых вводных для on-time delivery всего две:

  • плановое время прибытия на выгрузку;
  • фактическое время прибытия на выгрузку.

Для полноценного анализа (и последующего улучшения своевременности доставки) этих вводных недостаточно. К примеру, если опаздывает один и тот же водитель, то скорее всего проблема в нем. А если опаздывают грузы на определенном направлении или для определенного клиента, нужно искать внешние проблемы.

Если у перевозок для определенного клиента повышенный процент опозданий по сравнению с другими заказчиками, можно выдвинуть несколько предположений:

  • водитель доставил груз вовремя, но представитель грузополучателя получил торгово-сопроводительные документы не сразу;
  • клиент и поставщик по-разному трактуют понятие «прибытие вовремя». К примеру, поставщик считает, что груз прибыл, как только водитель прибыл на территорию грузополучателя, а клиент – как только принимающая сторона получила документы.

Что влияет на on-time delivery?

Как мы уже писали ранее, различные KPI транспортной логистики во многом зависят друг от друга. On-time delivery – не исключение: к примеру, при расчете стоит обратить внимание на своевременность отгрузки (on-time shipment): ведь если груз не отгрузили в срок, то и прибыть в срок проблемно.

Однако наиболее заметное влияние на своевременность доставки оказывает время выполнения заказа или lead time. Это время, которое транспорт проводит в пути со склада отгрузки до склада клиента.

Чтобы адекватно оценивать on-time delivery, в lead time нужно закладывать определенный запас. Это позволит предусмотреть издержки вроде пробок на дороге или непредвиденных задержек.

Обратите внимание: этот подход больше подходит для перевозок внутри города, когда время выполнения во многом зависит от оперативности водителя, дорожного движения и состояния автомобиля. В перевозках на большие расстояния (например, междугородних) lead time чаще всего измеряется не в часах, а в сутках, поэтому гибкость расчета выше, так как у водителя есть больше возможностей ликвидировать задержки.

Учтите, что увеличение lead time приводит к росту расходов на транспортировку. Поэтому найдите «золотую середину» между приемлемым уровнем on-time delivery и оперативностью перевозки.

В свою очередь, lead time формируется в зависимости от нескольких факторов:

  • Корректность составления документов на складе грузополучателя. Конечно, «клиент всегда прав», поэтому, если его представление о своевременности доставки отличается от вашего, заложите в lead time запас.
  • Плановая дата доставки (requested delivery time или RDD). Если грузы часто опаздывают, проверьте, насколько она реалистична.
  • Своевременность отгрузки. Задайте складу норму, в которую он должен уложиться при отгрузке товара. Если компания пытается нивелировать медленную работу склада, увеличивая lead time, она просто потеряет время и деньги.
  • Вид загрузки. Если загружать товар по палетам, процесс займет немного времени. Покоробочная загрузка – более трудоемкий процесс, который может продлиться несколько часов. Этот подход разумно использовать только для перевозок на большие расстояния. Длительность загрузки в зависимости от ее типа и вместимости транспорта заложите в lead time.

Определяем проблему и улучшаем on-time delivery

Показатель on-time delivery практически никогда не достигает уровня 100%. Отслеживать его лучше всего в двух контекстах:

  • по отношению к целевому показателю. Если on-time delivery намного выше планки, имеет смысл задуматься, не слишком ли низкую цель вы задали;
  • в динамике. Если со временем on-time delivery снижается, нужно искать и устранять проблемы с поставками.

Вот несколько полезных советов, которые помогут выявить задержки и улучшить on-time delivery.

Совет №1: используйте анализ корневой причины (root cause analysis или RCA). Есть несколько методологий, наиболее распространенная – «пять почему» или 5W. Она позволяет добраться до корня проблемы и устранить ее вместо того, чтобы бороться с симптомами.

Например: on-time delivery находится ниже целевого уровня. Почему?

  • показатель снизился, потому что грузы прибывают в Воронеж позже плановой даты;
  • грузы опаздывают, потому что водители не укладываются в lead time;
  • водители не успевают, потому что автомобили проводят слишком много времени на складе отгрузки;
  • отгрузка длится слишком долго, потому что на складе недостаточно рабочей силы.

По итогам анализа компания может увеличить lead time, нанять дополнительный персонал на склад отгрузки или найти иное решение проблемы.

Совет №2: поговорите с водителем, который работает с проблемным клиентом или на проблемном направлении. Узнайте, чем вызваны задержки или (если своевременность страдает не из-за водителя) как работает процесс приемки грузов на складе клиента. Сделайте выводы.

Совет №3: сравните данные об оперативности разных перевозчиков, с которыми вы работаете. К примеру, две транспортные компании доставляют грузы одному и тому же клиенту. У первой показатель on-time delivery на нужном уровне, у другой – ниже нормы. Возможные причины:

  • у перевозчика не отстроены рабочие процессы;
  • диспетчер допускает ошибки в работе;
  • не налажена связь между диспетчером и водителями.

Для более глубокого анализа можно использовать оценочную таблицу, о которой мы рассказывали в статье «Как выбрать транспортную компанию?»

Совет №4: чтобы улучшить on-time delivery для сложных или составных перевозок, анализируйте данные на всех участках маршрута отдельно.

Совет №5: используйте облачные программные решения, чтобы иметь возможность получать актуальную статистику в реальном времени с доступом для всех участников цепи поставок. Среди отечественных сервисов такой функционал доступен в TMS Artlogic.


 

А как обстоят дела с on-time delivery в вашей компании? Как вам удается держать показатель на нужном уровне? Расскажите в комментариях и поделитесь этой статьей с коллегами, если узнали что-то новое.

Также рекомендуем подписаться на обновления нашего блога, чтобы не пропустить новые материалы о современной логистике и грузоперевозках.

Контакты

119331, Российская Федерация,
г. Москва, пр-т Вернадского, д.6

+7 (499) 647 42 13 info@artlogics.ru