Artlogics.ru Блог

Пулинг и розничные сети: 5 важных преимуществ

Публикации
В работе с грузоперевозками крупным розничным сетям приходится во многом полагаться на остальных участников цепочки поставок: производителей товара и транспортные компании.

Грамотнее выстроить логистические процессы и улучшить ключевые KPI помогает пулинг. Ранее мы уже писали о том, как он помогает компаниям-производителям оптимизировать затраты на перевозки на 20%. Но как насчет заказчиков?

Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, мы пообщались с руководителем проекта Pooling компании «Магнит» Виталием Алаваевым и выявили пять ключевых преимуществ пулинга для розничных сетей.

Что такое пулинг?


Для начала напомним определение пулинга. Это разновидность сборной доставки, при которой несколько производителей, работающих с одним и тем же заказчиком, консолидируют поставки, чтобы снизить затраты на грузоперевозки и lead time.

Поставщики работают со специальной платформой, где транспортные компании публикуют расписание перевозок. Если в рамках одной поставки перевозчик набирает достаточный объем товара (например, 25 паллет), поставщики платят за нее по специальному сниженному тарифу. Если нет, действует обычный тариф за сборную доставку.

В свою очередь, для грузополучателей выгода заключается в следующем:

  • сокращаются транзитные сроки;
  • улучшается своевременность поставок;
  • снижается нагрузка на склад;
  • увеличивается частота поставок;
  • появляется возможность отказаться от минимума отгрузки.

Разберем каждый пункт подробнее.

Сокращение транзитных сроков


Транзитный срок (он же lead time) – время, которое груз проводит в пути от поставщика к заказчику. Пулинг помогает сократить его благодаря тому, что маршрут проходит через меньшее количество перевалочных пунктов:

  • при сборной доставке груз какое-то время проводит на складе консолидации, после чего отправляется на региональный склад, а затем – в распределительные центры (РЦ) розничных сетей;
  • пулинг позволяет консолидировать заказы на складе транспортной компании и отправить их напрямую в РЦ, минуя региональный склад.

По словам Виталия Алаваева, после внедрения пулинга транзитные сроки поставок для «Магнита» удалось сократить приблизительно на 10%.

Улучшение своевременности поставок


Как мы уже писали в статье о своевременности поставок, этот KPI транспортной логистики зависит от множества параметров. Обычно производители товара экспериментируют с разными транспортными компаниями, пытаясь найти баланс между оперативностью и низким тарифом. Для заказчика работа с такими поставщиками становится непредсказуемой.

Пулинг позволяет избавиться от подобных переменных: производители поставляют товар по расписанию и пользуются услугами одного и того же перевозчика. В результате процесс проще контролировать, а своевременность поставок растет вместе с сокращением lead time.

Снижение нагрузки на склад


Нагрузка на склад зависит главным образом от количества автомобилей, которые он принимает. При большом входящем потоке на воротах могут образоваться очереди, а сотрудники склада с большей вероятностью могут допустить ошибку.

Для склада пулинг полезен тем, что он позволяет снизить входящий поток, не сокращая объемы поставок. Секрет в том, что заказы не только приезжают к заказчику быстрее, но и используют меньшее количество машин, так как плотность загрузки при пулинге выше, чем при сборных доставках.

Чем больше поставщиков участвуют в совместных поставках, тем выше утилизация транспорта. Соответственно, количество автомобилей снижается вместе с нагрузкой на склад. К примеру, в «Магните» после внедрения пулинга входящий поток удалось сократить на 16% по сравнению с аналогичным периодом до старта проекта.

Возможность отказаться от минимума отгрузки


Для заказчика минимальный уровень отгрузки, который устанавливает производитель, напрямую влияет на товарные запасы. Например, если еженедельная потребность в каком-либо товаре составляет три паллеты, а минимальная партия – пять паллет, розничной сети приходится хранить на складе лишний объем.

Ограничения, которые накладывает минимум отгрузки, чреваты не только повышением расходов на хранение, но и снижением продаж. Если поставщик привез больше товара, чем нужно, перед следующей поставкой розничная сеть сталкивается с выбором: дозаказать еще одну партию или обнулить. Во втором случае компания рискует, если реальные продажи не совпадут с прогнозом.

Поставщики вводят минимальный объем партии, так как не хотят переплачивать за сборную доставку: согласно тарифам большинства транспортных компаний, чем меньше груз, тем выше стоимость перевозки одной паллеты. Однако с пулинг-тарифом об этом беспокоиться не придется, так как все участники оплачивают перевозку по одинаковому тарифу независимо от числа паллет.

Увеличение частоты поставок


Крупным розничным сетям часто приходится сталкиваться с высокой оборачиваемостью товаров с ограниченным сроком годности. Трудности возникают из-за того, что не все поставщики соглашаются на частые поставки небольших партий подобных товаров – для них это зачастую дорого, а иногда и вовсе нерентабельно. Но единый пулинг-тариф способен решить и эту проблему.

Стоит отметить, что на старте проекта розничная сеть вряд ли сможет договориться с производителями и об отказе от минимума отгрузки, и об увеличении частоты перевозок, так как гарантировать пулинг-тариф на всех направлениях невозможно. Для начала поставщики должны убедиться, что отправлять небольшие партии товара безопасно и выгодно.

Иными словами, на увеличение частоты поставок и отказ от минимального размера партии можно рассчитывать, когда розничная сеть сотрудничает с большим числом поставщиков на достаточном количестве направлений и уверена, что пулинг принесет выгоду всем участникам цепочки поставок.

Итак, пулинг позволяет розничным сетям:

  • получать товар быстрее и более своевременно;
  • облегчить работу на складе;
  • не перегружать товарные запасы.

Российские компании сектора FMCG пользуются платформой Pooling.me. На сайте проекта также можно ознакомиться с еженедельными результатами пулинга.
Также рекомендуем подписаться на обновления нашего блога, чтобы не пропустить новые полезные материалы о современной логистике и грузоперевозках.

Связаться с нами