TMS-система: что это и как выбрать подходящую?

Теги: TMSавтоматизациятехнологии
TMS

Управлять грузоперевозками можно по-разному. Кто-то до сих пор обходится электронными таблицами, а кто-то следит за грузами через ERP-систему. Однако функционала большинства подобных систем часто не хватает, чтобы полноценно управлять логистикой в компании.

Оптимальное решение – интегрировать ERP-систему с TMS (transportation management system – системой управления грузоперевозками). В этой статье вы поближе познакомитесь с понятием TMS-системы: что это такое и по каким критериям стоит подбирать вариант для компании.

Что такое TMS?

TMS – важная часть управления цепью поставок. Это набор инструментов, который позволяет поставщикам, перевозчикам и заказчикам автоматизировать логистические процессы, сокращать расходы на перевозки и экономить время.

Качественная TMS дает компании следующие преимущества, помогая:

  • упростить процессы: к примеру, многие TMS умеют автоматически выбрать транспортную компанию, основываясь на типе груза, маршруте и прошлом опыте сотрудничества;
  • отслеживать грузы: помимо традиционного GPS-трекинга, система помогает оптимизировать маршрут перевозки или перестроить его из-за непредвиденных обстоятельств;
  • собирать данные в одном месте: если компания контролирует 20 точек, каждая из которых отправляет по 5 грузов в неделю, это означает, что еженедельно ей приходится сформировать 100 комплектов документов. TMS автоматически составляет документы для перевозки и отчеты, анализирует данные и помогает выявить ошибки и несоответствия.

Почему выбрать подходящую TMS-систему сложно?

Сложности при выборе TMS-системы примерно те же, что и при выборе любого другого масштабного программного решения. Чтобы адекватно оценить трудозатраты и финансовые вложения, нужно время, и сторонам не всегда удается договориться из-за недопонимания.

Дело в том, что представители отдела, которому требуется программное решение (в данном случае – отдела транспортной логистики), зачастую достаточно далеки от сферы IT. Поэтому требования к ПО сотрудники формулируют своими словами, а разработчик не всегда погружен в бизнес компании. Из этой ситуации есть два выхода:

  • разработчики ПО проводят исследование, чтобы лучше понять, подходит их решение для задач компании или нет, и рассчитать стоимость;
  • компания обращается в собственный IT-отдел, чтобы его сотрудники сформулировали запрос понятнее для разработчиков ПО.

Оба способа решат проблему, но потребуют достаточно много времени.

Как выбрать TMS-систему?

Сейчас с цепями поставок по всему миру работают десятки TMS-систем: от международных гигантов вроде SAP и Oracle до небольших решений от стартапов. Их количество растет все быстрее, поэтому отталкиваться стоит не от раскрученного бренда, а от функционала системы и задач компании.

Вот 5 критериев, по которым мы рекомендуем выбирать TMS-систему.

1. Облачные технологии

Большинство современных TMS-систем работают с облачными технологиями. Это позволяет участникам цепи поставок оперативнее получить доступ к процессам и качественнее синхронизирует данные, а работа с грузоперевозками становится значительно прозрачнее.

Но есть нюанс: прежде, чем внедрить облачную TMS, убедитесь, что ее серверы расположены на территории России – этого требует законодательство РФ. В обратном случае у компании могут возникнуть проблемы, если органы надзора решат провести проверку.

2. Гибкость

TMS-система – это не «коробочное» решение, которое достаточно внедрить и запустить. У каждой компании своя специфика грузоперевозок, поэтому одна и та же система может работать для двух клиентов совершенно по-разному. Поэтому при выборе TMS-системы важно понимать, готовы ли разработчики подстроить ее под задачи компании.

Стоит также убедиться, что разработчики будут постоянно поддерживать и совершенствовать продукт. Некоторые ограничиваются внедрением TMS и стартовыми доработками, после чего закрывают проект и оставляют исходники у себя. Компания в таком случае уже не сможет поменять функционал системы, если логистические процессы изменятся в будущем.

3. Функционал «из коробки»

В продолжение вышесказанного: функционал, который TMS предлагает на старте, тоже важен при выборе системы. Разработчики не всегда готовы кардинально переработать механизм TMS или добавить новый модуль, без которого обходились все предыдущие клиенты.

К примеру, одна из важнейших опций качественной TMS – маршрутизация. Многие системы не предлагают ее на старте, вместо этого разработчики настраивают обычное отслеживание груза из пункта А в пункт Б. Однако это не поможет водителю построить маршрут, перестроить его из-за непредвиденных обстоятельств или рассчитать расход топлива.

4. Компетентность сотрудников

Как уже говорилось выше, создатели TMS-системы должны понимать не только собственный продукт, но и разбираться в бизнес-процессах клиента. Недопонимание между разработчиками и логистами во время сотрудничества так же опасно, как и на старте.

Например, если отдел логистики ведет статистику на уровне продукта, ему нужно получать данные о каждом бренде отдельно: отслеживать счета, накладные и так далее. Разработчики TMS должны понимать, сможет ли система обеспечить подобную детализацию.

5. Сроки

Внедрение TMS-системы – трудозатратный и долгий процесс. На первый взгляд может показаться, что чем быстрее заработает новое решение, тем лучше для компании. Но это не так.

Если разработчик называет слишком короткий срок (например, 2-3 месяца), велика вероятность, что они предложат «коробочное» решение и не станут погружаться в бизнес-процессы. И наоборот: если внедрение занимает около года, это слишком долго.

Хороший средний показатель – 5-7 месяцев.

Какую TMS-систему выбрать?

Облачных TMS с серверами в России не так много. Один из наиболее оптимальных вариантов – система Artlogic. Она обеспечивает полный и прозрачный контроль над логистическими процессами и позволяет снизить расходы на грузоперевозки на 10-15%.

На данный момент Artlogic пользуются такие крупные игроки российского сегмента FMCG, как Johnson & Johnson и Bacardi.

Пользуется ли ваша компания TMS-системой или только планирует ее внедрить? Расскажите об этом в комментариях и поделитесь статьей с коллегами. Также рекомендуем подписаться на обновления нашего блога, чтобы не пропустить новые полезные материалы о логистике и грузоперевозках.

Контакты

119331, Российская Федерация,
г. Москва, пр-т Вернадского, д.6

+7 (499) 647 42 13 info@artlogics.ru